Производители настоек

ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт—Петербурга», известное как производитель настойки боярышника, вкладывает 1 млрд рублей в производство ингаляторов. С новым ассортиментом компания увеличит оборот в 7,5 раза, до 1,6 млрд рублей в год.

Фармфабрика Санкт—Петербурга (бренд «Галенофарм»), специализировавшаяся на производстве спиртовых настоек, называемых в народе «коньяк аптечный», меняет ассортимент. Производитель решил заняться модернизацией, не дожидаясь, пока правительство России ограничит продажу настоек (их планируется продавать по рецепту врача и не больше двух пузырьков в руки). К середине 2018 года вместо настоек фабрика наладит выпуск 32 дженериков (аналогов импортных препаратов) для лечения заболеваний респираторной системы: бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких (БА и ХОБЛ).

«Производителей настоек около сотни, их продукция не всегда брендирована, ее стоимость стремится к нулю. Наша новая продукция будет хоть и более дорогой, но зато более рентабельной», — говорит гендиректор фабрики Тамерлан Балаев.

Гендиректор фабрики Тамерлан Балаев рассчитывает, что к 2020 году аэрозоли и ингаляторы для лечения БА и ХОБЛ, произведенные его компанией, займут 30% российского рынка, что обеспечит компании годовой оборот 1,6 млрд рублей. Прошлый год фабрика закончила с убытком 7 млн рублей, а ее выручка сократилась на 39%, едва превысив отметку 200 млн рублей.

Новая волна

Основной акционер фабрики Галина Рагимова — вдове убитого в августе 2003 года акционера и председателя совета директоров Исмаила Рагимова принадлежит 79,15% акций компании (по версии следствия, причиной убийства мог стать передел петербургского фармрынка). Еще 10% акций принадлежат племяннику Рагимовой — Анатолию Горлову, проживающему в Лондоне, а его мать, Тамара Родина, входит в совет директоров.

«Галенофарм» уже вложил в проект 222 млн рублей собственных средств и 232 млн рублей, полученных от Минпромторга на разработку инновационных импортозаменителей. Так, фабрика собирается наладить выпуск передовых порошковых ингаляторов, где действующее вещество помещено микродозами на блистерную полоску, которая заряжается в специальный дозатор (человек вдыхает выделенную устройством дозу препарата). Такой девайс разработала германская фармкомпания Harro Hofliger. Тамерлан Балаев не исключает, что в качестве активного вещества в такой упаковке можно использовать, например, инсулин, интерфероны или вакцины.

На запуск инновационной продукции в производство «Галенофарм» просит у Фонда развития промышленности Петербурга 100 млн рублей. Еще 300 млн рублей фабрика надеется получить из аналогичного федерального фонда, а также занять 100 млн рублей в банке.

Собственные разработки

В конце апреля фабрика зарегистрировала бесфреоновый аэрозоль «Кромоспир» (действующее вещество: кромоглициевая кислота). Выпуск этого лекарства начнется в течение 2 недель. До конца 2016 года компания зарегистрирует еще три лекарства.

Начальник отдела маркетинга фармкомпании «БСС» Алексей Чувашёв замечает, что «Беклоспир» пока не очень популярен, выпускается в малых количествах. «Известность бренда и лояльность покупателей выше у других препаратов», — констатирует эксперт.

Упаковку тоже поставляют иностранцы: баллоны ингаляторов — из Великобритании, клапаны — из Швейцарии и Италии.

В меню баров и ресторанов частенько встречаются собственные домашние настойки. Нужно ли им отдельно получать лицензию не только на продажу, но и производство алкоголя? А как быть с коктейлями — не попадет ли это тоже под производство? Одно заведение получило штраф на 50 т.р., другое — на 200 т.р. За что были штрафы и как сохранить оригинальную карту бара, не нарушив закон, читайте в этой статье.

Лично я предпочитаю настаивать лимончеллу исключительно на спирту, добавляю имбирь и лимонный сок (да простят меня итальянцы за искажение традиционного рецепта, но именно так она получается мягка и приятна на вкус — духа спирта нет и в помине, несмотря на 42 градуса). Частенько мои друзья, продегустировав напиток, то ли в шутку, то ли всерьез предлагают заняться продажей моей лимончеллы. Благо до экспорта в народ так и не дошло, ибо тогда мною могла уже заинтересоваться полиция. Ведь одно дело готовить настойки для своих целей, другое — продавать их кому-то со стороны — тогда ты становишься производителем крепкой алкогольной продукции со всеми вытекающими лицензионными требованиями.

А как же тогда живут бары и рестораны? В их меню частенько встречаются не только фабричные ликеры, но и «домашние» настойки собственного приготовления. Неужели им нужно получать лицензию не только на продажу, но и производство алкоголя? А ведь это совсем другие требования, один уставный капитал только нужен 10 млн. руб.

Не одна я задавалась этим вопросом, оказалось, что ОБЭП это тоже очень тревожило. Один из первых крупных скандалов на этой почве был связан с московским заведением «Сандуновские бани», тогда, еще в 2012 году их привлекли к ст. ч. 4 ст. 17.14 КоАП РФ за незаконное производство алкогольной продукции, а именно лимонной, клюквенной и можжевеловой настоек (крепостью около 30%). Арбитражный суд г. Москвы оштрафовал бани на 50 000р., однако в апелляции решение удалось обжаловать, и все претензии с заведения были сняты. Мотивировала апелляция это тем, что у них отсутствовало специальное оборудование для производства алкогольной продукции в промышленных масштабах (подробнее см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 N 09АП-29615/2012 по делу N А40-94376/12-120-921).

Однако одно решение не может носить силу закона, и в кругах рестораторов все равно периодически разгорались споры на эту тему, тем более, что волновали всех в первую очередь не настойки, а коктейли на основе алкоголя — они-то уж точно есть в каждом заведении, где подают крепкий алкоголь. Надо сказать, что опасения были не беспочвенны. Примером служит уже другое знаковое дело, связанное уже с алкогольными коктейлями.

Так, осенью 2014 г. в один из баров г. Пскова пожаловали сотрудники МВД. Ими было установлено, что заведение помимо прочего реализует в баре алкогольный коктейль «OLD school BAR», полученный в результате смешивания виски с «Кока-колой» с последующим разливом полученного коктейля в бутылки 0,25 л, с их закупоркой и наклеиванием этикеток с надписью «OLD school BAR». Данные обстоятельства позволили двум судебным инстанциям признать, что бар осуществляет деятельность по производству алкогольной продукции именно в смысле, придаваемом понятию «производство» Законом N 171-ФЗ. А штраф назначили уже в четыре раза больше, чем в предыдущем случае — 200 000 руб. (с конфискацией товара).

И только лишь в третьей инстанции — в Арбитражном суде Северо-Западного округа бару удалось доказать свою правоту. Вот какие доводы принял суд во внимание: «спорный коктейль „OLD school BAR“, подаваемый посетителям бара в стеклянной бутылке, является своего рода „визитной карточкой“ бара (том 1, лист 101). Поскольку среднее потребление коктейля за смену составляет 150 — 200 единиц, то в целях сокращения времени подачи популярного коктейля бармен осуществляет подготовку основы напитка в соответствии с технологической картой, утверждаемой приказом директора. В емкостях 0,25 мл хранится только часть ингредиентов для смешивания, а уже в окончательном виде коктейль подается с добавлением дольки лайма и декоративного украшения. Данные бутылки закупорены крышками вручную (без применения промышленных средств) для продления срока хранения, так как для открытого напитка данный срок составляет лишь шесть часов (том 1, лист 102). При этом „Правилами бара“ посетителям запрещено покидать бар с напитками или с потребительской тарой (том 1, листы 98 — 99). Бутылки, в которые наливается фирменный спорный напиток, являются тарой многоразового использования».

В итоге суд сделал вывод, что «само по себе смешивание закупленной Обществом и находящейся в легальном обороте алкогольной продукции с иной пищевой продукцией при оказании услуг общественного питания в баре, а также оригинальный способ подачи полученного напитка, не образуют действия по производству алкогольной продукции в смысле, придаваемом Законом N 171-ФЗ понятию „производство“» (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.07.2015 по делу N А52-4266/2014).

Кто знает, эти ли судебные акты повлияли на законодателя или что-то другое, но не так давно в п. 15 ст. 2 ФЗ от 22.11.1995 N 171-ФЗ появилось официальное разъяснение на этот счет: «Не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг».

То есть можно спокойно настаивать настойки и смешивать коктейли. Лицензия на производство при этом не нужна. Но стоит все же соблюдать меры предосторожности:

  1. Не забывайте, что для настоек можно использовать только официально купленные у вашего поставщика алкогольные ингредиенты. Увы, чистый спирт в розничной продаже не встретишь, хотя на его основе традиционные настойки получаются лучше всего. Поэтому настаивать можно только на «фабричной» водке или других крепких напитках. Кстати, встречается водка и 65-70 градусов (например, тутовая), но, понятно, что себестоимость такой настойки существенно возрастет. Не стоит соблазняться на альтернативу заводскому спирту в виде закупки своего мини спирт завода. Хотя эти агрегаты и находятся в легальном обороте, стоит помнить, что все самогонные аппараты — только для личного домашнего использования.
  2. Не рекомендуется устраивать в подсобных помещениях склад изготовленной продукции — будь то настойки или коктейли. Да, в приведенном примере бару удалось отбиться, но только пройдя аж три суда. Все-таки штабеля закупоренных бутылок, да еще и с этикеткой собственного изготовления так или иначе вызовут подозрения проверяющих органов.
  3. Нельзя продавать настойки с собой. Да и любой алкоголь в принципе на вынос продавать нельзя (об этом напишу как-нибудь отдельную статью). Все купленное должно быть употреблено на месте.

Итак, закон разрешает: экспериментируйте со вкусами в свое удовольствие, ведь есть мнение, что именно культура пития поможет искоренить «культуру бухания» в нашем обществе.

Автор: Юлия Вербицкая, HoReCa-юрист, магистр частного права

Фото: ресторан Изя Гриль

Чтобы скачать все судебные акты из статьи + разъяснение Росалкогольрегулирования по этому вопросу, подпишитесь на новые статьи:

Источники

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть